Изобразительное искусство ТАССР

1941 - 1945 гг.

      Интересам достижения Победы над врагом было подчинено творчество художников. В политических плакатах, которые они выпускали, поднимались самые разные темы: обыгрывались сводки с фронтов, разоблачались мифы фашистской идеологии, звучали призывы к героическому труду на заводах и на полях. Наиболее известными среди них являлись «Фашизма кровавого сатрапы», «Хлеб – фронту!», «Не оставляй!» Б.М.  Альменова, «Им не уйти от расплаты», «В последний час» Э.Б. Гельмса, «Тыл и фронт – едины» И.Е. Бобровицкого.

       Спросом пользовались сатирические плакаты, изобличающие Гитлера: «Петля его ждет», «Слетелось злое воронье» А.А. Прыткова; «Наполеон и Гитлер», «Гитлеровская виселица», «Каждое зерно – удар по врагу» Р.Ф. Сафиуллина. Самые яркие, запоминающиеся плакатные рисунки воспроизводились массовыми тиражами на почтовых открытках.

       Кроме типографского плаката в Казани вручную, в технике трафарета, по инициативе художников И.Е. Бобровицкого, Н.М. Сокольского и поэта Бруно Зернита, началось изготовление «Окон сатиры». Они выставлялись в витринах магазинов ГУМа, на улице Баумана, в Татгосиздате, в мастерской «Татхудожника» на Университетской улице. «Окна сатиры» выходили по 4 номера ежемесячно, тиражом до 300 экземпляров. Эти плакаты являлись самыми оперативными и общедоступными. Всего за годы войны было выпущено около 170 номеров.

      Создавались в военные годы и крупные художественные полотна. Большинство были написаны на военно-патриотическую тему. Кисти В.К. Тимофеева принадлежат картины «Слушают сводку Совинформбюро», «В рабство»; Д.Г. Булата – «Подразделение Героя Советского Союза т. Батыршина в штыковой атаке»; А.А. Прыткова – «Уборка урожая»; Г.А. Рахманкуловой – «Портрет Саразеевой, матери фронтовиков», «Женская бригада на выгрузке дров»; К.Е. Максимова – «Заготовка торфа», «Эвакуированные в колхозе», «Сила колхозная»; А.А.  Кострова – «Девушки на военно-полевых работах»; Г.В. Житкова  – «Хлеб – фронту», «Рыболовная бригада на ловле» и т.д. В станковой скульптуре работал известный татарский мастер Садри Ахун; он выполнил две групповые скульптурные композиции «Ләгьнәт!» («Проклятье!») и «Җиңү» («Победа»). Часть творчества известного татарского художника Баки Урманче тоже посвящена военной тематике, в годы войны он находился в Алма-Ате. Им были написаны такие сюжетные полотна, как «Возвращайтесь с Победой», «В госпитале», «Портрет снайпера Афанасьева».

Скульптор Садри Ахун во время работы над бюстом заслуженного деятеля искусств композитора Сайдашева Салиха На карте 1

         Активно работали в Казани эвакуированные из Москвы и Ленинграда графики и мастера живописи: С. Семенов, М. Компанеец, В. Федяевская, В. Бадюль, А. Кострова, Б. Дехтерев, В. Корецкий и другие. Некоторое время в ТАССР проживали М. Куприянов и П. Крылов из знаменитого содружества Кукрыниксов.

     Художественная жизнь в республике, сохранив традиционные формы, приобретала новые. Ежегодно устраивались коллективные и персональные выставки; в госпиталях, клубах, сельских домах культуры устанавливались передвижные художественные демонстрационные стенды. Профессиональные знания и умения членов объединения «Татхудожник» широко использовались при маскировке военных объектов, для оформления мобилизационных пунктов, госпиталей, эвакопунктов.

       Многие художники воевали. В Государственном архиве Татарстана сохранились поименные списки членов Союза художников республики, находившихся в 1941–1942 гг. в рядах Красной Армии. Из 44 человек общего предвоенного состава на фронт ушли 34, из них 14 человек погибли или пропали без вести: Л.Н. Александров, Н.К. Валиуллин, П.М. Байбарышев, А.Г. Силантьев, Ю.С. Зиновьев, В.И. Гурьев, Г.Я. Мусин и другие. Не вернулись с полей сражений и уже сформировавшиеся мастера, и молодежь, только начавшая свой путь в искусстве. Для тех же, кому посчастливилось выжить, военная тема надолго стала определяющей в творчестве. Среди них – Х.А. Якупов, М.У. Усманов, Л.А. Фаттахов, В.И. Куделькин.