Театры, филармония

1941 - 1945 гг.

       Укреплению высокого морального настроя и боевого духа населения способствовали своей работой театральные коллективы. Зрители с большим желанием ходили на спектакли, сопереживали героям поставленных пьес, забывая о собственных заботах и тревогах. В военные годы в ТАССР функционировало пять стационарных театров: Татарский академический театр, Казанский Большой драматический театр им. Качалова, Театр оперы и балета, Театр юного зрителя, Кукольный театр. Охват массовой аудитории ставила своей целью Татарская государственная филармония. Продолжали работать городские и районные театры: Чистопольский русский драматический, Мензелинский татарский передвижной, Мамадышский татарский передвижной, Бугульминский русский драматический, Альметьевский татарский передвижной, Буинский передвижной… Зрелищные учреждения в силу объективных обстоятельств в начале войны вынужденно простились со многими своими артистами. Ушли на фронт: директор филармонии А.Б. Абдуллин, артисты эстрадно-концертного отдела А.В. Хронусов, Н.В. Мезин, артисты ансамбля песни и пляски А.Б. Зайнуллин, К.Ф. Павлов, актеры Татарского государственного академического театра М.С. Гайнуллин, Ф.И. Халитов, работники сцены Т.К. Морозов, И.М. Слепнев. Оставшиеся творческие работники были поставлены в сложные условия: им негде было репетировать, ставить спектакли.

       Здание Татарского академического театра было отдано под эвакопункт, поэтому с ноября 1941 г. театр был переведен в помещение Казанского Большого драматического театра. На этой же площадке работал Театр оперы и балета. В распоряжении Татарской филармонии осталось только несколько комнат, остальные были переданы военному ведомству.

      В ТАССР в военный период были эвакуированы театральные коллективы и из других городов. Казанский Театр юного зрителя пополнился в 1942 г. артистами Сталинградского ТЮЗа. В Зеленодольске была размещена труппа Московского Театра юного зрителя, в Чистополе – небольшая группа артистов Ленинградского областного драматического театра им. Ленинского комсомола.

      Главной проблемой творческих коллективов в первый год войны стало обновление, совершенствование репертуара. Артисты выходили из положения в основном за счет довоенных пьес с патриотическим содержанием. Из 11 пьес, показанных зрителям в Татарском академическом театре, 4 были на оборонную тему. В Большом драматическом театре им. Качалова 5 пьес из 8 являлись антифашистскими. Неизменным успехом пользовались спектакли «Таймасовы» Т. Гиззата, «Парень из нашего города» К. Симонова, «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева, «Профессор Мамлок» Ф. Вульфа.

      С появлением серьезных актуальных пьес на тему Великой Отечественной войны в репертуар театров включались новые спектакли. Одной из самых первых работ, основанных на событиях военного времени, стал спектакль «Русские люди» К. Симонова в Казанском Большом драматическом театре.

        На сценах республиканских театров были поставлены, кроме того, спектакли по произведениям А. Корнейчука «Фронт», К. Симонова «Жди меня», Г. Мдивани «Батальон идет на запад», Л. Леонова «Нашествие».

      Ярким национальным колоритом отличались постановки Татарского академического театра. В январе 1943 г. зрителям показали спектакль «Марьям» по пьесе татарского драматурга Н. Исанбета (режиссер Ш. Шамильский) о героизме советских людей в боях против фашистских захватчиков. Через год, в апреле 1944 г., была осуществлена постановка пьесы «Минникамал» М. Амира (режиссер Х. Уразиков) о трудовой доблести колхозников в тылу. В 1944 г. были возобновлены классические национальные комедии: «Банкрот» Г. Камала, «Хаджи-эфенди женится» Ш. Камала, «Проделки Майсары» узбекского автора Х. Хаким-заде Ниязи.

        В Театре оперы и балета тоже доминировала патриотическая тема. В военные годы были поставлены оперы Н. Жиганова «Ирек», «Фатых», «Качкын», «Ильдар», «Алтынчеч», «Туляк»; М. Юдина «Фарида», музыкальные комедии Дж. Файзи «Башмачки», «Чайки». Одним из самых значительных и ожидаемых событий в театральной жизни республики стала премьера в марте 1945 г. первого татарского балета «Шурале» Ф. Яруллина, готовившегося к постановке еще перед войной. Первый национальный балет до сих пор остается лучшим произведением этого жанра в татарской музыке.

На карте 1

       Театр оперы и балета радовал зрителей также русскими классическими операми. Ставились «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, «Русалка» А.С. Даргомыжского, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Из западно-европейской классики – «Фауст» Шарля Гуно, «Риголетто» и «Травиата» Джузеппе Верди, «Чио-чио-сан» Джакомо Пуччини, «Кармен» Жоржа Бизе.

        Важную роль в воспитании молодого поколения играли коллективы Казанского Театра юного зрителя и Кукольного театра. Большую поддержку и помощь реквизитом, одеждой оказывали артистам их коллеги из Казанского Большого драматического театра.

        Активно работала в дни войны Татарская государственная филармония. Не имея стационарного помещения (с 24 июня 1941 г. по 25 октября 1944 г. здание Татарской государственной филармонии по улице Бутлерова, 30 было отдано военным), филармония не только сумела сохранить свои кадры, но и привлекла к работе артистов практически всех театров республики. 

       Несмотря на мобилизацию многих сотрудников, полностью сохранил работоспособность Татарский ансамбль песни и танца. А в 1942 г. филармония структурно даже расширилась: в ее составе появился новый академический коллектив – струнный квартет под руководством профессора Печникова. Коллектив филармонии был разбит на бригады, которые занимались концертной деятельностью на постоянной основе.

       Не было ни одного крупного предприятия, района республики, где не побывали со своими программами ее артисты. За 1940–1944 гг. госфилармонией и ведущими стационарными театрами республики в совокупности были поставлены 14 202 концерта и спектакля, обслужено 5 323,6 тыс. зрителей. В военное время в Казани гастролировали артисты и из других городов. В ТАССР приезжали хор Пятницкого, хор Московского театра оперетты; выступали знаменитые музыканты: скрипач Давид Ойстрах, пианисты Эмиль Гилельс и Григорий Гинзбург, певцы Лидия Русланова и Сергей Лемешев, джаз-оркестр Леонида Утесова. В конце 1941 г. в республике появились первые фронтовые бригады. Артисты исполняли стихи, песни, частушки, показывали небольшие сценки.

      Одно отделение, как правило, состояло из концертных номеров, во второе включались одноактные пьесы и скетчи, не требовавшие длительной подготовки и особых материальных затрат. Всего за годы войны на фронт выезжали 18 бригад работников искусства ТАССР. Они дали более 2 000 концертов и 70 спектаклей, большую часть – на передовой. В составе бригад на фронт выезжали: заслуженная артистка ТАССР М.З. Булатова, народная артистка ТАССР Г.М. Кайбицкая; артисты Театра оперы и балета: Р.И. Ингельдеева, А.М. Армчиславский, З.Б. Феткулова; Казанского Большого драматического театра: В.А. Гранат, Г.А. Люлюкин; Татарской государственной филармонии: Е.Г. Краевская-Дикова, А.К. Бабенова, Е.В. Роскин.

       Приезд артистов всегда был радостью для фронтовиков. Их выступления вызывали огромный душевный подъем.

        Артисты орденоносной Татарии оставили наилучшее впечатление во всех блиндажах и землянках передовой. Под свистом вражеских пуль, разрывающимися снарядами артисты пели, играли на фронтовой сцене. За успехи в развитии театрального искусства значительная группа артистов была удостоена почетных званий. Звание народного артиста ТАССР получили Х.Г. Абжалилов, Е.Е. Жилина, М.М. Рахманкулова; званием заслуженного артиста ТАССР были отмечены М.З. Булатова, А.П.  Мазитов, Л.П. Милова, М.П. Неменко-Бобковская, Б.С.  Рычков, Г.Х. Тагиров и другие.

За успехи в развитии театрального искусства значительная группа артистов была удостоена почетных званий На карте 1

    Требованием времени в военный период стало продолжение работы по подготовке новых молодых кадров для татарских театров. Необходимость растить новую смену была слишком очевидной. В 1944  г. возобновился прием студентов в Казанский театральный техникум, открылись татарская студия при Московском институте театрального искусства им. А.В. Луначарского, студия вокалистов для Татарского театра при Московской консерватории им. П.И. Чайковского, студия хореографии при Театре оперы и балета.