«поэт»

На карте

Открытие дома-музея М. Джалиля

Дом-музей татарского поэта, героя Советского Союза Мусы Джалиля. Амина Кутдусовна – супруга М. Джалиля. Чулпан – дочь М. Джалиля. Таня – внучка М. Джалиля. Фотографии М. Джалиля. Открытие дома-музея М.Джалиля. Читают стихи татарского поэта М. Джалиля. 

Встреча с детскими писателями и композиторами Татарстана

Детский сад №283 Вахитовского района города Казани. Композиторы и писатели с детьми. Поэт Роберт Миннуллин. Детский писатель Шаукат Галеев. Композитор Риф Гатауллин. Проходит праздник Сабантуй. 

Праздничный концерт. «Хасан Туфан».

Праздничный концерт. «Хасан Туфан». Президент РТ Шаймиев Минтимер Шарипович выступает в Татарском Академическом Театре им. Г. Камала на литературно–музыкальном вечере, посвященный 100-летию татарского поэта Хасана Туфана. 

60-летие Сибгата Хакима

Сюжет о поэте С. Хакиме. С. Хаким на лыжной прогулке, с друзьями за праздничным столом. Торжества в честь 60-летия С. Хакима. Поздравления и вручение подарков. Выступает Х. Туфан. 

Дворцы для народа: ДК Химиков

Один из ведущих культурных центров города, занимающийся культурным обслуживанием рабочих и служащих ПАО «Казаньоргсинтез», жителей Московского района и города Казани. Более 450 работников культуры принимают участие в составах различных творческих коллективов. В десятках кружков дворец культуры реализует свою деятельность. Здесь поют и танцуют, играют в театральных студиях студиях и проводят всевозможные ярмарки. В Советском Союзе тут учили английский язык и играли в шахматы, работал литературно-музыкальный салон, где пожилые люди собирались на встречи с поэтами, музыкантами и самодеятельными артистами. 

История в камне

Вечная память, вечный огонь, вечная любовь к родине.  Казань бережно хранит историю в уникальнейших скульптурах и памятниках.  С 60-х годов в центральном парке им. Горького зажигается навечно огонь целого комплекса - памятника погибшему воину. Одна из сильнейших скульптур-мемориалов наравне с знаменитым памятником у самого Кремля - памятником поэту, Герою Советского Союза Мусе Джалилю.  Окованный колючей проволокой, но не сломленный духом герой символизирует борьбу за свободу и независимость. В 1974 году данный объект был включён в перечень культурных памятников государственного значения, подлежат охране.

Культурная жизнь ТАССР

Важным событием литературной жизни стало создание в 1934 г. Союза советских писателей ТАССР. Первым председателем союза был избран Кави Наджми. В 1920–1930-е гг. татарская литература сделала скачок от просветительства к романтизму и критическому реализму. Это период творчества таких корифеев как Галимджан Ибрагимов, Шариф Камал, Хади Такташ, Хасан Туфан, Адель Кутуй, Муса Джалиль, Абдулла Алиш, Кави Наджми, Галиаскар Камал и многих других. Становление татарской композиторской музыки связано с творчеством Салиха Сайдашева, музыка которого приобрела общенациональное значение. Особую популярность приобрела его музыка к пьесам татарских драматургов: «Голубая шаль», «Наемщик», «Родина», «На Кандре» и др.  

1920 - 1940 гг.

Шмерке Качергинский

В Вильнюс немцы вошли 24 июня 1941-го. Практически сразу же начались расстрелы еврейского населения, в лесу под местечком Панеряй. Убиты были несколько тысяч человек. А в сентябре в одном из кварталов Старого Вильно было устроено гетто, точнее даже два - Большое и Малое. Содержались там около сорока тысяч человек. В октябре Малое гетто было ликвидировано полностью, Большое продолжало жить, хотя акции по уничтожению там проводились регулярно. Было в Вильнюсском гетто и Сопротивление, и даже готовилось восстание. Была создана партизанская организация, но все ее попытки призвать остальных жителей гетто к борьбе провалились - литовские евреи, свято верующие в гуманистические европейские ценности, до последнего не хотели верить, что им грозит уничтожение. Даже свидетельства тех, кто чудом выжил в Панеряе и попал в Виленское гетто, их не убеждали. Поэтому, когда партизаны получили весть, что готовится ликвидация гетто, единственное, что они смогли сделать - устроить побег членам подполья. Остальных узников при ликвидации гетто в сентябре 1943-го или отправили в лагеря смерти в Эстонию и Польшу, или расстреляли все под тем же Панеряем.

1908 - 1954 гг.

Мобилизация. Ратные подвиги

Смертельная опасность, нависшая над страной, всколыхнула патриотические чувства жителей Татарстана. В военкоматы устремился поток добровольцев. В своих заявлениях они сообщали о желании лично участвовать в разгроме фашизма.  Так, секретарь Алькеевского райкома ВЛКСМ М. Мангушев в своем заявлении указывал: «Моя мечта быть в армии, а в данное время на фронте – мой высший идеал! Клянусь быть верным своей Родине до конца и вынести любые лишения и невзгоды в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками». Многие организации и учреждения подавали коллективные заявления. За шесть дней мобилизации (с 23 по 29 июня 1941 г.) в военкоматы ТАССР поступило свыше 5 тыс. заявлений об отправке в действующую армию. К середине июля общее число добровольцев по республике превысило 14 тыс. человек. Всего в годы Великой Отечественной войны Татарская АССР направила на фронты войны около 700 тыс. человек. Более 350 тыс. из них не вернулись (погиб каждый второй!). Учитывая, что по переписи 1939 г. в республике проживало 2 млн 914,2 тыс. человек, этот показатель в общей сложности составляет 11,5% от всей довоенной численности. Феномен массового героизма советских людей до сих пор поражает западных исследователей. Вместе с тем, судя по рассекреченным архивным источникам, общественное сознание в дни войны, особенно в начальный ее период, не было только однородно-героическим. Органами НКВД выявлялись случаи дезертирства, уклонения от службы, членовредительства. Экстремальная обстановка раскрывала истинную сущность каждого человека. Однако процент таких фактов незначителен. Подавляющее большинство советских людей воспринимали начавшуюся войну, действительно, как «великую» и «священную». Через любовь к Родине рождался истинный глубокий патриотизм, благодаря которому отважные воины выполняли, казалось, немыслимые задачи, совершали легендарные подвиги. 

1941 - 1942 гг.

Изобразительное искусство ТАССР

Интересам достижения Победы над врагом было подчинено творчество художников. В политических плакатах, которые они выпускали, поднимались самые разные темы: обыгрывались сводки с фронтов, разоблачались мифы фашистской идеологии, звучали призывы к героическому труду на заводах и на полях. Наиболее известными среди них являлись «Фашизма кровавого сатрапы», «Хлеб – фронту!», «Не оставляй!» Б.М.  Альменова, «Им не уйти от расплаты», «В последний час» Э.Б. Гельмса, «Тыл и фронт – едины» И.Е. Бобровицкого.

1941 - 1945 гг.

Татарстан в годы войны

Поступательное развитие Татарстана было нарушено Великой Отечественной войной. С 1938 г. начал функционировать Совет Национальностей Верховного Совета СССР, где Татарская АССР была представлена 11 депутатами. С Принятием Конституции ТАССР 1937 года ТатЦИК был упразднен, а новым высшим органом власти республики стал однопалатный Верховный Совет Татарской АССР.   Сложившееся опасное положение на фронте потребовало проведения серьезных оборонительных работ и подготовки территории на случай распространения военных действий целью противостоять продвижению противника вглубь страны.

1941 - 1945 гг.

Сбор теплых вещей для фронтовиков

С приближением первой военной зимы 1941–1942 гг. по инициативе женщин Сталинского района Москвы в стране развернулось движение за сбор теплых вещей для бойцов Красной Армии. Полагая, что даже малая толика помощи может пригодиться фронтовикам, люди несли валенки, джемперы, теплое белье, тулупы и т.п. «Красная Татария» в номере от 3 октября 1941 г. сообщала: «Домохозяйка Бауманского района г. Казани Максимова сдала два драповых пальто, валенки, теплое одеяло. Белокурова сдала в комиссию ватное пальто».

1941 - 1945 гг.